Жилищному строительству подарили специальный фонд
В России создается специальный компенсационный фонд, который будет помогать будущим обманутым дольщикам по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает госрегистрации договоров долевого участия (ДДУ) без оплаченных взносов в новый фонд. Этот фонд задуман как некая страховка на случай недостроя: если строители не справятся со своими обязательствами и окажутся банкротами, то участникам долевого строительства вернут средства из компенсационного фонда. Либо из этих денег можно будет дать заем застройщику или
Нет сомнений, что расходы по этим страховым взносам застройщики переложат на покупателей квартир. В соответствии с законом о долевом участии первоначально планировалось, что взносы составят не более 1% от суммы договора долевого участия. Но чиновники, видимо, опасаются, что денег не хватит на «закрытие» всех проблем, и Минстрой предложил установить на переходный период до 1 июля 2018 года тариф для застройщиков в размере 1,2%. Казалось бы, разница небольшая, всего 0,2%, но для покупателей она будет весьма существенной.
Например, руководитель столичного комитета по инвестпроектам в строительстве Константин Тимофеев сообщал, что в 2016 году средняя цена договора долевого участия в столице составляла 10,2 млн руб. Если цены на жилье в этом году вырастут не сильно, значит, среднему участнику строительства по ДДУ в Москве придется выложить для взноса в фонд около 120 тыс. руб. Причем никто не обещает, что в случае беспроблемной застройки эти деньги ему вернутся. До конца также не ясно, кто будет контролировать целевое использование средств фонда.
С критикой законопроекта выступил комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Его возражения связаны с возможностью непрозрачного расходования средств фонда. «Учитывая прогнозируемую в самом законопроекте недостаточность средств фонда для обеспечения исполнения обязательств застройщиков, представляется целесообразным исключить возможность их предоставления на безвозвратной основе», — говорится в тексте заключения комитета.
Необходимо иметь в виду, что новый компенсационный фонд не будут использовать для решения проблем дольщиков, возникших до создания фонда. «Фонд не будет распространяться на те объекты, которые являются проблемными, и не будет решать проблем тех граждан, которые уже стоят в реестре», — пояснил ранее замглавы Минстроя Никита Стасишин. Он добавил, что министерство насчитывает 776 таких проблемных объектов. Стасишин объяснил такое ограничение тем, что при использовании средств фонда для уже заключенных договоров организация сразу обанкротится.
В
«Необходимо отметить значительную коррупционную составляющую законопроекта, — заявил „НГ“ представитель Общественной палаты Артем Кирьянов. — Фонд должен взять на себя функции и государства, и страхового, и банковского бизнеса. Такой конструкции до сих пор не было, и, на наш взгляд, государство не должно брать на себя все гарантии по сделкам, необходимо разделить ответственность между государством и субъектами рынка».
«Профессиональное сообщество к идее фонда относится настороженно, — сказал „НГ“ президент Гильдии юристов рынка недвижимости Олег Сухов. — Сама идея фонда очень хорошая, однако существуют определенные риски. Законопроект отменяет обязанность застройщика страховать свою гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по ДДУ либо получать поручительство банка за надлежащее исполнение застройщиком этих обязательств. Возможна ситуация, когда и фонд работать не будет, и других защитных механизмов уже не будет».
Директор департамента новостроек
«Планируется, что перечисление денежных средств в фонд будет осуществляться до государственной регистрации ДДУ, который вступает в силу только после такой регистрации, и оплата которого дольщиком производится после такой регистрации и часто не в полном размере, а в рассрочку в течение всего периода строительства. Предложенная схема вынуждает застройщиков или платить взносы за свой счет и кредитовать дольщиков, или требовать с дольщиков оплаты до передачи ДДУ на гос регистрацию. В первом случае это приведет к удорожанию строительства, во втором — к узаконенному новому риску дольщика потерять деньги еще не став дольщиком, — сказал „НГ“ адвокат Андрей. Гордон. — Согласно изменениям появляется орган, уполномоченный приостанавливать деятельность застройщиков по привлечению денежных средств дольщиков. Учитывая практику госорганов быстрого приостановления и медленного снятия приостановок деятельности, создается основа для коррупционных проявлений и фактически вынуждает застройщика или останавливать строительство или привлекать заемные денежные средства».
Гордон поясняет, что создается структура федерального уровня, при этом законопроект не раскрывает ни принципы формирований его отделений в субъектах РФ, ни механизм получения этими территориальными отделениями соответствующих денежных средств из федерального фонда.
Проект также не содержит конкретных механизмов расходования средств компенсационного фонда. В нем не установлен орган, уполномоченный принимать решение о виде компенсаций (выплаты дольщикам или оплата достройки объекта), и о производстве соответствующих выплат.
«Законопроект умалчивает о
Поделиться