Средний класс России первым пострадал от кризиса
Стоимость западных санкций, ответного продовольственного эмбарго Москвы и общего замедления экономики постепенно начинает приходить к россиянам. Первыми под удар попали люди со средними доходами, которым есть что терять. Накопления обесцениваются, обслуживание кредитов растет, а доходы в реальном выражении сокращаются.
О том, как кризис повлиял на потребительское поведение среднего класса, — в завершающей статье специального проекта Русской службы Би-би-си, посвященного экономическим итогам года в России.
«Я заметил, что мои траты очень сильно выросли. С начала года на текущий момент примерно на 25-30% больше денег я оставляю на продукты, какие-то бытовые вещи», — рассказывает 29-летний Дмитрий Павлов из Санкт-Петербурга, работающий в сфере цифрового дизайна.
У него один ребенок, жена ждет второго. По его словам, если в январе на половину недели им хватало 1,5-2 тыс. рублей, то сейчас необходимо около 3 тыс. И это только на продукты и товары повседневного спроса.
«Мы думали поехать после Нового года в ближайшие страны — Финляндию, Эстонию, но что-то подсказывает, что это не очень получится. Билеты и расходы на месте — уже набегают немаленькие суммы. Скорее всего, никуда не поедем, будем сидеть здесь», — говорит он.
Вслед за Дмитрием то же самое могут повторить миллионы россиян. Продуктовая инфляция по стране уже превысила 11% и бьет по карману больнее всего, а первые расходные статьи, идущие под нож, — это традиционно отдых и туризм.
Три дня на переправе
«В 2012 году россияне потратили на отдых и туризм 8,1% своих общих расходов, что в 2,5 раза больше, чем в 2000 году», — рассказывает директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.
В 2013 году, продолжает она, этот показатель вновь начал снижаться из-за наметившейся в экономике стагнации.
«За последние 20 лет существования российского выездного туризма этот сезон — самый тяжелый», — говорит директор крупнейшего российского туроператора TEZ Tour Владимир Каганер. По сравнению с прошлым годом спрос на туры упал минимум в два раза, отмечает он. По некоторым направлениям — в частности, туры в Юго-Восточную Азию — программы сокращены на 50%. Наблюдается небольшой приток желающих отдохнуть в Египте, но и тут рост составляет 2-3%.
Из тех, кто все-таки намерен отдохнуть, большинство делает выбор в пользу бюджетных отелей. В результате средний чек на новогодние туры падает. Первые признаки кризиса в отрасли появились еще летом, когда одна за другой начали разоряться туристические компании. За несколько месяцев обанкротились около 20 крупных российских туроператоров, пострадали более 150 тысяч россиян.
Растет спрос на внутренние туристические направления, однако полноценной заменой зарубежному отдыху они в ближайшем будущем вряд ли станут. «Мы точно понимаем, что те, кто летом простоял три дня на переправе в Крыму, в таких условиях туда больше не поедут. Красная поляна в Сочи уже сейчас переполнена: там ожидаются большие очереди на подъемниках, цены там попытались поднять. Важно, что и перелет у нас по стране зачастую дороже, чем слетать за границу», — перечисляет недостатки внутрироссийского туризма Каганер.
Машина как средство сбережения
Вторая статья расходов, которая в трудные времена приносится в жертву стабильности семейного бюджета, — это приобретение личного транспорта. За 10 месяцев этого года в стране продано 2,2 млн легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, что почти на 12% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сжимается и рынок автокредитования, полюбившийся за последние годы среднему классу. По данным Национального бюро кредитных историй, за первые шесть месяцев 2014 года россияне получили 392,4 тыс. автокредитов, что на 18,8% меньше соответствующего показателя годом ранее.
«Ставки по автокредитам растут, требования к заемщикам ужесточаются. Все это происходит из-за кризисной ситуации в экономике страны. Учитывая, что эта ситуация будет продолжаться и дальше, рынок автокредитов будет снижаться», — прогнозирует ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов.
Сотрудники агентства подсчитали, что в первой декаде декабря 24 компании российского автопрома повысили цены на модели и комплектации. Местами повышение составило 20%. Несмотря на это, в ноябре наметился небольшой всплеск спроса на машины: люди опасаются дальнейшего повышения цен и хотят побыстрее куда-то вложить деньги.
Перетягивание каната
В обратно-пропорциональной зависимости от инфляции и нарастания неопределенности в экономике находится уверенность россиян в завтрашнем дне. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, уверенность в будущем ощущают 51% респондентов против 58% в третьем квартале и 61% во втором квартале этого года. Большинство респондентов (41%) планируют свою жизнь лишь на два-три месяца вперед.
Отсутствие уверенности провоцирует противоречивое потребительское поведение. Одни спешат поскорее инвестировать средства, чтобы защитить их от фактической девальвации. Другие, наоборот, затаились — и ждут, что же будет.
При этом на рынке недвижимости осенью возобладала тенденция устойчивого, а местами ажиотажного спроса. Квартиры и дома традиционно воспринимаются людьми как надежный источник инвестиций и сохранения сбережений.
«К концу ноября показатели спроса выросли на 47 %, по сравнению с августом, причем максимальный прирост — порядка 35 % — пришелся на последние полтора месяца», — рассказывает директор департамента вторичного рынка компании «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома. «Фактически сложилась ситуация аналогичная началу года, когда отзыв банковских лицензий спровоцировал всплеск покупательской активности и увеличение количества сделок, которое наблюдалось на рынке вплоть до марта», — говорит он.
Тем временем в сфере аренды жилья в Москве наблюдается как раз затишье, обусловленное взаимным уравновешиванием двух векторов: собственники квартир пытаются повысить цены вслед за укреплением курса доллара, но сделать это не удается, поскольку арендаторам не из чего платить больше. «Из-за такого „перетягивания каната“ и отсутствия компромисса сделки срываются, многие занимают выжидательную позицию, а договоры заключаются в тех случаях, когда необходимо срочно решить квартирный вопрос», — поясняет Галина Киселева из «ИНКОМ-Недвижимости».
Надежда на себя
Показатели по ипотеке пока держатся на одном уровне, говорят собеседники Би-би-си: массового оттока клиентов не наблюдается. Однако участникам ипотечных программ в кризисное время приходится все тяжелее. Долговая нагрузка (особенно если кредит оформлен в валюте) растет, а доходы обесцениваются ввиду ослабления рубля и инфляции.
Вообще по уровню закредитованности Россия опережает развитые страны в среднем в два раза: сюда включаются и ипотечные кредиты, и потребительские. Показатель debt to income, по данным ЦБ на октябрь, равнялся 31%. То есть столько среднестатистический россиянин тратит от своих доходов на обслуживание кредита. «Данный уровень не является критическим, но существенно превосходит аналогичный показатель, рассчитанный в развитых и ряде развивающихся стран», — комментирует начальник аналитического управления «Нордеа Банка» Дмитрий Феденков.
«Если мы предполагаем, что уровень доходов как минимум не будет расти, в то время как расходы на обслуживание долгов по новым кредитам будут возрастать, то можно предположить, что показатель debt to income будет в дальнейшем увеличиваться», — говорит он.
Российские власти не скрывают, что именно средний класс пострадает в результате нынешних экономических неурядиц больше всего.
В зоне риска те, кто выплачивает автокредиты и ипотеку, признал в декабре губернатор Тюменской области Владимир Якушев. По его словам, их ждет рост процентов, уменьшение доходов и увеличение трат.
Пока, однако, власти ограничиваются лишь констатацией факта и обещаниями помочь в будущем. В этой ситуации представителям российской «середины», включающей, по разным оценкам, от 20 до 40% населения страны, остается надеяться только на себя.
Поделиться