Плати, пока молодой
Российский ипотечный заемщик в целом соответствует среднеевропейским стандартам. Он перешагнул
Банк «ДельтаКредит» исследовал портрет типичного российского ипотечного заемщика. И выяснил, что за прошедшие четыре года, несмотря на существенные потрясения в экономике, а также взлеты и падения самого ипотечного рынка, существенных изменений, кроме роста дохода, практически не произошло. Так, в Москве доход среднестатистического ипотечного заемщика составляет 140 тыс. рублей в месяц, а платеж по ипотеке — 51,8 тыс. рублей, по стране эти показатели составляют 71,9 тыс. рублей (доход) и 21,8 тыс. рублей (платеж).
Европейский стандарт
Большинство заемщиков состоят в браке (65,8%), имеют высшее образование (66,2%) и работают по найму (93,4%), соотношение числа мужчин и женщин составляет примерно 50 на 50. Портрет заемщика на примере анализа ипотечного портфеля банка «ДельтаКредит» не только отражает общероссийскую тенденцию, но и логически перекликается со среднеевропейскими стандартами жизни, говорит руководитель группы аналитики «ДельтаКредит» Назар Аржанников.
«Получаем образование, снимаем жилье в мегаполисе, активно строим карьеру до 35 лет, вступаем в брак и покупаем первое жилье. Разумно ожидать, что динамика ключевой ставки 2017 года изменит тенденцию в сторону понижения среднего возраста заемщика за счет повышения доступности ипотечного кредита более молодым потребителям. А государственные программы поддержки молодых семей окажут дополнительный эффект», — прогнозирует аналитик.
Молодой человек в 25 лет может приобрести квартиру
В Абсолют Банке и ВТБ отмечают тенденцию к «омоложению» заемщиков, а также то, что соотношение мужчин и женщин среди ипотечников сравнялось. «Портрет заемщика за последние несколько лет изменился.
Такую же тенденцию видят и в банке ВТБ. «Безусловно, портрет ипотечного заемщика несколько отличается в зависимости от типа жилья (первичный/вторичный рынок) и стоимости. Но все же основная категория таких клиентов — семейные пары с детьми. Средний возраст клиента снижается, сейчас он около 33 лет. Доход молодых людей вполне позволяет получить подобный кредит», — говорит руководитель департамента ипотечного кредитования ВТБ Евгений Дячкин.
«Еще одно изменение в портрете заемщика заключается в том, что стали чаще брать ипотеку женщины. Распределение в категориях мужчина/женщина среди наших клиентов практически сравнялось. Так, в 2015 и 2016 годах доля мужчин составляла 54% от общего количества ипотечных заемщиков, а в прошлом году она сократилась до 51%. Вероятно, это связано с тем, что женщины все активнее реализуют себя в профессиональном плане и многие имеют хороший доход, позволяющий приобрести жилье», — рассуждает Иван Любименко. Директор департамента развития розничного бизнеса РосЕвроБанка Антон Суворкин указал, что женщины, не состоящие в браке активно берут ипотеку и успешно ее погашают. «Активно берут ипотеку женщины 27 — 40 лет не состоящие в браке. Они обычно погашают кредит досрочно за 5 — 7 лет», — отметил он.
«Все больше клиентов используют ипотечный кредит как основной источник средств для покупки жилья. Растет средняя сумма кредита. Ипотека становится доступнее: в условиях стабильных цен, первоначальных взносов, снижения ипотечных ставок у населения появляется возможность приобрести с помощью ипотечного кредита большую по площади недвижимость», — указывает Евгений Дячкин.
Поколение X помогает «игрекам» решить жилищный вопрос
По словам Ивана Любименко, молодые люди стараются как можно раньше обзавестись собственной квартирой, поскольку арендный платеж примерно равен платежу по кредиту.
«Если за границей очень развит рынок арендного жилья, то в России традиционно граждане стремятся приобрести собственное жилье. Так, по нашим данным, доля молодых заемщиков (до 30 лет) увеличивается с каждым годом: в 2014 году — 12%, в
По мнению первого заместителя председателя правления
«Многие молодые люди, в основном от 25 до 30 лет, воспринимают ипотеку как единственную возможность улучшить жилищные условия или приобрести свое жилье. Как правило, для того чтобы взять ипотечный кредит, требуется помощь старшего поколения. Примерно в 70% случаев молодежи помогают старшие родственники. Отчасти к желанию вкладываться в ипотеку для детей родителей подтолкнул кризис, когда были опасения, что их накопления обесценятся. Но также это вневременное желание обеспечить детей крышей над головой», — рассказывает Григорьева.
На рынке недвижимости Москвы и Подмосковья происходит формирование новой целевой аудитории покупателей — из так называемого поколения Y (люди 1985–2000 годов рождения), которое более требовательно относится к предлагаемому жилью, полагает директор департамента вторичного рынка компании
«Более того, в скором времени им будет наступать на пятки уже поколение Z (люди
Поделиться