menu menu close
09.02.2018
847
6.1 мин

Поделиться

Плати, пока молодой

Российский ипотечный заемщик в целом соответствует среднеевропейским стандартам. Он перешагнул 30-летний рубеж, обзавелся семьей, после чего решил квартирный вопрос. Но банки обнаружили и новую тенденцию: за ипотечными кредитами устремилась молодежь. С чем это связано, разбирался Банки.ру.

Банк «ДельтаКредит» исследовал портрет типичного российского ипотечного заемщика. И выяснил, что за прошедшие четыре года, несмотря на существенные потрясения в экономике, а также взлеты и падения самого ипотечного рынка, существенных изменений, кроме роста дохода, практически не произошло. Так, в Москве доход среднестатистического ипотечного заемщика составляет 140 тыс. рублей в месяц, а платеж по ипотеке — 51,8 тыс. рублей, по стране эти показатели составляют 71,9 тыс. рублей (доход) и 21,8 тыс. рублей (платеж).

Европейский стандарт
Большинство заемщиков состоят в браке (65,8%), имеют высшее образование (66,2%) и работают по найму (93,4%), соотношение числа мужчин и женщин составляет примерно 50 на 50. Портрет заемщика на примере анализа ипотечного портфеля банка «ДельтаКредит» не только отражает общероссийскую тенденцию, но и логически перекликается со среднеевропейскими стандартами жизни, говорит руководитель группы аналитики «ДельтаКредит» Назар Аржанников.

«Получаем образование, снимаем жилье в мегаполисе, активно строим карьеру до 35 лет, вступаем в брак и покупаем первое жилье. Разумно ожидать, что динамика ключевой ставки 2017 года изменит тенденцию в сторону понижения среднего возраста заемщика за счет повышения доступности ипотечного кредита более молодым потребителям. А государственные программы поддержки молодых семей окажут дополнительный эффект», — прогнозирует аналитик.

Молодой человек в 25 лет может приобрести квартиру
В Абсолют Банке и ВТБ отмечают тенденцию к «омоложению» заемщиков, а также то, что соотношение мужчин и женщин среди ипотечников сравнялось. «Портрет заемщика за последние несколько лет изменился. Во-первых, заемщик помолодел. Если в 2015 году его средний возраст составлял 37 лет, то в 2016 году он сократился до 36, а в 2017-м — до 35 лет. Причины разные — молодые люди стали раньше уходить в самостоятельную жизнь, быстрее пытаться обзавестись собственным жильем, тем более что сделать это стало проще. Так что теперь молодой человек в 25 лет и даже в более раннем возрасте, имеющий стабильную работу, вполне может приобрести квартиру с использованием кредитных средств», — поясняет управляющий директор дирекции продаж подразделений сети Абсолют Банка Иван Любименко.

Такую же тенденцию видят и в банке ВТБ. «Безусловно, портрет ипотечного заемщика несколько отличается в зависимости от типа жилья (первичный/вторичный рынок) и стоимости. Но все же основная категория таких клиентов — семейные пары с детьми. Средний возраст клиента снижается, сейчас он около 33 лет. Доход молодых людей вполне позволяет получить подобный кредит», — говорит руководитель департамента ипотечного кредитования ВТБ Евгений Дячкин.

«Еще одно изменение в портрете заемщика заключается в том, что стали чаще брать ипотеку женщины. Распределение в категориях мужчина/женщина среди наших клиентов практически сравнялось. Так, в 2015 и 2016 годах доля мужчин составляла 54% от общего количества ипотечных заемщиков, а в прошлом году она сократилась до 51%. Вероятно, это связано с тем, что женщины все активнее реализуют себя в профессиональном плане и многие имеют хороший доход, позволяющий приобрести жилье», — рассуждает Иван Любименко. Директор департамента развития розничного бизнеса РосЕвроБанка Антон Суворкин указал, что женщины, не состоящие в браке активно берут ипотеку и успешно ее погашают. «Активно берут ипотеку женщины 27 — 40 лет не состоящие в браке. Они обычно погашают кредит досрочно за 5 — 7 лет», — отметил он.

«Все больше клиентов используют ипотечный кредит как основной источник средств для покупки жилья. Растет средняя сумма кредита. Ипотека становится доступнее: в условиях стабильных цен, первоначальных взносов, снижения ипотечных ставок у населения появляется возможность приобрести с помощью ипотечного кредита большую по площади недвижимость», — указывает Евгений Дячкин.

Поколение X помогает «игрекам» решить жилищный вопрос
По словам Ивана Любименко, молодые люди стараются как можно раньше обзавестись собственной квартирой, поскольку арендный платеж примерно равен платежу по кредиту.

«Если за границей очень развит рынок арендного жилья, то в России традиционно граждане стремятся приобрести собственное жилье. Так, по нашим данным, доля молодых заемщиков (до 30 лет) увеличивается с каждым годом: в 2014 году — 12%, в 2015-м — 18%, в 2016-м — 21%, в 2017-м — 24%. И это вполне рационально, так как размер ежемесячного платежа по кредиту примерно равнозначен по стоимости аренде. В принципе, мы видим тенденцию, что молодые люди стараются как можно раньше обзавестись отдельной квартирой. При этом можно выделить два пути: либо родители приобретают недвижимость для своих детей (по этой причине стали чаще оформлять ипотеку люди старше 45 лет), либо молодые люди приобретают квартиру сами. Требования к размеру первоначального взноса, стажу работы сейчас очень лояльны, и этот продукт вполне доступен для молодых специалистов», — говорит Иван Любименко. «Мы видим, что молодые люди стремятся к финансовой независимости и стараются рационально распоряжаться деньгами», — отмечает он.

По мнению первого заместителя председателя правления Локо-Банка Ирины Григорьевой, старшее поколение активно помогает детям в решении жилищного вопроса.

«Многие молодые люди, в основном от 25 до 30 лет, воспринимают ипотеку как единственную возможность улучшить жилищные условия или приобрести свое жилье. Как правило, для того чтобы взять ипотечный кредит, требуется помощь старшего поколения. Примерно в 70% случаев молодежи помогают старшие родственники. Отчасти к желанию вкладываться в ипотеку для детей родителей подтолкнул кризис, когда были опасения, что их накопления обесценятся. Но также это вневременное желание обеспечить детей крышей над головой», — рассказывает Григорьева.

На рынке недвижимости Москвы и Подмосковья происходит формирование новой целевой аудитории покупателей — из так называемого поколения Y (люди 1985–2000 годов рождения), которое более требовательно относится к предлагаемому жилью, полагает директор департамента вторичного рынка компании «ИНКОМ-Недвижимость» Сергей Шлома.

«Более того, в скором времени им будет наступать на пятки уже поколение Z (люди 2000-х годов рождения). Покупатели, относящиеся к предыдущей генерации Х, хотя и занимают пока лидирующие позиции, однако становятся все менее активными, а некоторые из них уже уходят с рынка недвижимости. Причем представители этого поколения жили по принципу „мой дом — моя крепость“, считая свое жилье порой наиболее ценной собственностью. Однако более молодые покупатели уже по-другому относятся к недвижимости: они гораздо мобильнее, чем представители предыдущего поколения X, и с большей легкостью (особенно если не обзавелись еще собственной семьей и детьми) меняют место жительства. Некоторые из них — подчеркну, лишь некоторые — предпочитают покупке жилья аренду, так как не хотят привязываться к какому-то определенному району. В целом же, соглашаясь на приобретение недвижимости, представители поколения Y зачастую отдают предпочтение объектам в новостройках — с необычными планировками, современным дизайном дома и новыми подходами в благоустройстве жилого пространства», — говорит Шлома.

Комментарии 0
Наверх
Мы используем cookie-файлы, чтобы вам было проще работать с сайтом. Узнать больше
Принять
Соглашение об использовании cookie-файлов
1. Общие сведения

На Сайте компании Союза содействия развитию рынка недвижимости «ИНКОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ» (в дальнейшем — Компания) применяется технология сбора информации с использованием cookie-файлов, которая позволяет повысить эффективность Сайта и Сервисов Компании. Сookie-файлы - это небольшие текстовые файлы, размещаемые на пользовательском устройстве веб-сайтами, которые посещались пользователем. Они широко используются для того, чтобы веб-сайты могли работать эффективнее, а также, чтобы предоставлять необходимую информацию владельцам, администрации веб-сайта. Использование cookie-файлов - стандартная на данный момент практика для большинства веб-сайтов. Посещая Сайт Компании пользователь соглашается с условиями использования cookie-файлов, описанными в настоящем документе, в том числе с тем, что Компания может использовать cookie-файлы и иные данные для их последующей обработки, а также может передавать их третьим лицам для проведения исследований и предоставления услуг Партнерами Компании.

2. Цели использования cookie-файлов

Целями использования cookie-файлов на Сайте Компании являются:

Для достижения указанных целей, собираемые данные могут передаваться Партнерам Компании, которые оказывают помощь Компании в предоставлении услуг. К категориям таких получателей относятся: веб-аналитика, обработка данных, реклама, информационные и рекламные рассылки и другие услуги.

3. Прекращение использования cookie-файлов

На Сайте Компании используются cookie-файлы двух разных типов:

Прекращение использования cookie-файлов на Сайте Компании возможно путем:

Отключение используемых Сайтами Компании cookie-файлов может привести к снижению удобства использования Сайта. Большинство браузеров позволяют просматривать, удалять и блокировать cookie-файлы c веб-сайтов. Информация по управлению cookie-файлами может быть найдена в документации на используемый браузер.

Ваш браузер устарел

ИНКОМ-Недвижимость больше не поддерживает Internet Explorer. Для удобного взаимодействия с сайтом установите один из браузеров ниже: