По прогнозам, законодательные новеллы 214-ФЗ приведут к консолидации игроков рынка, 50% застройщиков жилья останутся в бизнесе, а число сделок по «серым» схемам финансирования строительства может удвоиться.
В свете предложенного в Совете Федерации переноса срока вступления в силу новых требований к застройщикам в ИНКОМ-Недвижимость проанализировали актуальные вопросы, связанные с перспективой глобальной реформации первичного рынка жилья, как то: рентабельность деятельности девелоперов и возможность их консолидации, обеспечение защиты обманутых дольщиков, вероятность увеличения числа сделок по «серым» схемам финансирования строительства, потенциал изменения ценовой ситуации в сегменте новостроек. Свое видение проблематики представил руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов.
Сколько застройщиков останется на рынке и как они будут «выживать»?
«Думаю, не какие-то конкретные меры более всего страшат застройщиков, а тот факт, что они принимаются в комплексе и единовременно. С начала существования 214-ФЗ (с 2004 года) было внесено не менее 16 поправок, но поступательно, и не все они касались квартирного строительства. В настоящее время осуществляются совокупные ужесточительные меры реформирования, которые „бьют в одну мишень“.
Однако можно предположить, что непосредственно после вступления в силу новых поправок действующие на рынке девелоперы в течение определенного периода останутся. Большинство из них пытается успеть получить разрешения на строительство проектов до введения поправок, чтобы „обезопасить себя“ на какое-то время и возводить дома в соответствии с сегодняшней нормативной базой. Считаю, чем больше разрешений на строительство по прежним схемам получат застройщики, тем более плавным будет переход к работе по принятым правилам — это избавит рынок от шока.
Новые девелоперы, вероятнее всего, не появятся — те, кто планировал впервые выйти на первичный рынок жилья в этом качестве, откажутся от своей идеи. Спустя какое-то время после отмены долевого строительства, на мой взгляд, значительная часть игроков рынка покинет его (по моим оценкам, не менее 50% застройщиков), однако пока трудно говорить об этом с определенной уверенностью — покажет адаптационный период до окончания 2020 года. Например, сейчас крупных девелоперских компаний насчитывается на рынке порядка 20%, остальные — мелкие и средние застройщики. В этой связи можно прогнозировать интеграцию организаций с малыми мощностями в более крупные».
Станет ли обманутых дольщиков меньше?
«Проблема обманутых дольщиков остро стояла в период кризисов 1998 и 2008 годов, тогда она была вызвана действиями криминальных структур — использовались двойные продажи, проводились аферы с вексельными схемами и т. д. Но в принципе в 2000-х криминал в значительной мере ушел с первичного рынка жилья, а начиная с 2010-х вопрос не имеет особой актуальности. Сейчас термин „обманутые дольщики“ — довольно образный, в основном он применяется к людям, пострадавшим вследствие форс-мажорных обстоятельств, например, банкротства застройщика и долгостроя. Но в таких ситуациях многих девелоперов также можно назвать пострадавшими. И есть потенциальный риск того, что после отказа от договоров долевого участия (ДДУ) количество обманутых дольщиков может не уменьшиться, а возрасти — вместе с числом обанкротившихся компаний-застройщиков.
Конечно, по-прежнему существуют недобросовестные девелоперы, но их мало, и стоит ли из-за этих „паршивых овец“ ломать хорошо зарекомендовавший себя инструмент, который понятен, устраивает и дольщиков, и застройщиков? Напомню, что сегодня 80% сделок на рынке новостроек Московского региона проводится по ДДУ. Тогда как принятые новеллы усложнят жизнь всем застройщикам — и недобросовестным, и добросовестным, по сути, их инициаторы стреляют из пушки по воробьям».
Число продаж с «серыми» схемами финансирования строительства может вырасти в разы?
«Опасность может представлять так называемый серый сегмент финансирования строительства, когда не используются договоры долевого участия или договоры купли-продажи, — это схемы привлечения средств граждан в форме ЖСК и ЖНК, предварительных договоров купли-продажи. В таких случаях права покупателей, вкладывающих деньги в возведение дома, не защищены ничем, для них создается потенциально опасная ситуация. И при планировании изменений на первичном рынке жилья этот „серый“ сегмент пока остается без особого внимания.
Проекты, которые возводятся по таким схемам, немногочисленны — примерно 5% от общего объема предложения. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что при ужесточении ограничений для застройщиков число „серых“ сделок вырастет, возможно, даже в 2 раза».
Что будет с ценами после реформации?
«В домах, разрешение на строительство которых получено до 1 июля и которые после введения новых правил будут возводиться по прежним нормативам, стоимость квартир не изменится, и таких проектов много. Реформы для застройщиков по ДДУ напрямую отражаться на ценах тоже не должны.
Рынок сегодня не готов к резкому удорожанию. Тем не менее, при полном отказе от ДДУ очевидна перспектива роста стоимости жилья на первичном рынке — минимум на 10%, ведь квартиры в этом случае будут продаваться готовыми в построенных домах, по договорам купли-продажи. Однако пока точный ценовой прогноз дать невозможно.
В целом, любые выводы относительно законодательных изменений в 214-ФЗ можно считать преждевременными. Короткий срок для проведения глобальных реформ, неочевидность потребности в этих нововведениях, отсутствие отлаженного эффективного механизма, призванного стать альтернативой ДДУ, — эти факты заставляют усомниться в реальности планомерного осуществления столь масштабной инициативы властей».