Андрей Кройтор: кризис больно ударил по бизнес-классу на загородном рынке
На российском рынке загородной недвижимости сейчас не самая простая ситуация. Есть «замороженные» или недостроенные проекты, покупателей, по сравнению с предыдущими годами, мало, а предложение превышает спрос примерно в полтора раза. И всех интересует — а что же будет дальше? На вопросы «Вести. Недвижимость» ответил директор Департамента загородной недвижимости компании
— В каком состоянии находится сейчас российский рынок загородной недвижимости? Правда, что именно по нему пришелся основной удар кризиса?
— Рынок загородной недвижимости, конечно, ощущает на себе отголоски экономических изменений. Достаточно обратиться к показателям второго квартала: если сравнивать его с аналогичным периодом прошлого года, то общий спрос на загородке Подмосковья снизился примерно на 15 процентов. Основной же удар кризиса выразился в том, что в первой половине 2016 года финансовые показатели продаж первичного загородного жилья упали вдвое по сравнению с 2014 годом и на четверть относительно
В условиях экономической нестабильности в наибольшей степени пострадал
— В каких сегментах загородной недвижимости продажи идут сейчас наиболее активно, а где количество предложений серьезно превышает число покупателей?
— Масштабы бедствия на первичном рынке я уже обозначил. Говоря в целом, успешность продаж на первичке зависит от трех факторов: цены, степени готовности и качества проекта. Если цена в поселке соответствует рыночной, качество удовлетворяет запросам потребителя, а уровень готовности или репутация застройщика внушает доверие, есть основания считать, что проект будет удачным. Однако таких поселков на рынке крайне мало, и за ними среди риелторов идет настоящая охота. Конечно, подобные предложения пользуются повышенным спросом и у покупателей.
Что касается вторичного жилья, то темпы его реализации существенно отстают. Недавно мы говорили о том, что за первые пять месяцев 2016 года в этом сегменте было заключено почти на 50 процентов меньше сделок, чем за аналогичный период
В условиях почти двукратного подорожания зарубежных поездок, закрытия популярного у российских туристов Египта и отсутствия пока полноценного авиасообщения с Турцией на 25–30 процентов по сравнению с прошлым годом возрос спрос на загородную аренду жилья. Все больше людей выбирают в этом отпускном сезоне именно такой вариант проведения летнего отдыха. Также к ним присоединяются те, кто только раздумывает о покупке загородного жилья и хочет устроить себе своего рода
Наибольшей популярностью пользуются дачные домики
— Что сейчас требуется загородным проектам, чтобы пользоваться популярностью у покупателей?
— Самое главное — это известное всем соотношение цены и качества. Для успеха на рынке загородной недвижимости надо, чтобы стоимость квадратного метра в проекте была ниже, чем стоимость квадрата в городской квартире аналогичного уровня,
— Можете обрисовать усредненный портрет нынешнего покупателя на загородном рынке жилья?
— Его составить непросто — ведь их минимум столько же, сколько существует классов на загородке. Если говорить о низшем ценовом сегменте, то, как правило, это человек, который накопил порядка 5 миллионов рублей, возможно, продав при этом квартиру, и перебрался за город. Нынешние доходы представителей этой категории стали в последнее время ниже, но обычно у таких людей имеются «закрома» в виде городской недвижимости, которую они, например, могут сдавать в аренду. Кстати, как показало наше недавнее исследование, в
Типичный покупатель
— Насколько активно используются сейчас на загородном рынке ипотечные кредиты? Или же большинство сделок идет, что называется, за наличный расчет?
До кризиса доля покупок по ипотеке насчитывала около 40 процентов, сейчас она снизилась до 5–10 процентов. Причина не столько в условиях самой ипотеки, сколько в мышлении людей. Многие считают, что в будущем экономическая ситуация будет только ухудшаться, а ипотека — это путь в долговую яму. В кризисных условиях даже государственные программы по поддержке ипотеки не могут кардинально
— Что ждет российский рынок загородной недвижимости в ближайшие
— Я думаю, в ближайшие
Сейчас же специалисты на загородке фиксируют формирование отложенного спроса в размере около 30 процентов. Особенно это касается низших и средних ценовых сегментов. Пока мы наблюдаем разные и одновременно похожие типы потребительского поведения.
Поделиться