Жилье экономкласса поглощает загородный рынок: на этот сегмент приходится уже 82% спроса
Одним из самых заметных изменений в структуре рынка загородной недвижимости за последние пять лет стало резкое увеличение доли экономкласса в совокупном объеме продаж при относительно стабильном предложении. Специалисты Департамента загородной недвижимости
Превалирование экономкласса
До кризиса 2008 года более 80% рынка загородной недвижимости составляли коттеджи и таунхаусы средних и высших ценовых сегментов. Сегодня можно констатировать, что первая волна кризиса вызвала кардинальные изменения во всей структуре рынка в целом, и, начиная с I квартала 2010 года, превалирование экономкласса стало реальностью. К III кварталу 2013 года его доля в совокупном объеме продаж достигла первого исторического максимума в 78%. Затем полтора года этот показатель колебался на более низком уровне — в диапазоне 70–75%. Можно предположить, что это было связано с появлением на рынке покупателей, которые в предчувствии новой волны кризиса и возможного обесценивания накоплений решили не откладывать приобретение жилья комфорт- или
Во II квартале 2015 года при относительно стабильном предложении доля экономкласса в спросе подскочила до 82%, что на данный момент является абсолютным рекордом. Связано это не столько с ростом количества сделок в нижнем ценовом сегменте, сколько с общим проседанием рынка, для которого характерно более сильное падение продаж в средних и высоких ценовых сегментах, так что удельный вес экономкласса в совокупной реализации вырос. Увеличение доли нижнего сегмента произошло, главным образом, за счет комфорт- и
«Спасительная соломинка»
Структура спроса на загородную недвижимость экономкласса в пятилетней ретроспективе также существенно изменилась. Первая волна кризиса 2008 года вызвала резкое увеличение доли участков без подряда (УБП) в совокупном объеме продаж (в III квартале 2010 года она достигала 90%). Затем эта доля скачками снизилась до 50% в конце 2012 года и вновь стала расти. В первом полугодии 2015 года она держалась на достаточно высоком уровне 66–67%. Востребованность УБП — это закономерная «антикризисная» реакция покупателей, которые осознают нереалистичность планов приобретения готового жилья или участка с подрядом (УСП) в кратко- и среднесрочной перспективе, но не желают отказываться от самой цели. Благодаря доступности и демократичности формат УБП выступает в роли своеобразной «спасительной соломинки», позволяющей начать осуществлять мечту о собственном «домике в деревне» поэтапно и без использования заемных средств. Кроме того, земельный участок представляется многим более надежным «хранилищем» имеющихся на конкретный момент времени сбережений, чем депозитный счет в банке.
Поскольку в структуре спроса на недвижимость экономкласса основную роль с конца 2010 года начинают играть два формата — УБП и квартиры в малоэтажных жилых домах (МЖД), уменьшение спроса на один из этих форматов вызывает увеличение рыночной доли другого, и наоборот. В результате, как видно на графике, доли этих форматов в совокупном спросе на недвижимость экономкласса колеблются «в противофазе».
Изменения в мотивации
Приведенные графики свидетельствуют о существенных изменениях и в мотивациях покупателей загородной недвижимости. Неоднократно отмечалось, что под влиянием кризиса резко сократилась доля тех, кто покупает загородную недвижимость для сезонного проживания и в качестве «второго» жилья, а также почти полностью прекратились покупки с целью инвестирования. Стали преобладать покупки недвижимости для постоянного проживания.
В первой половине 2015 года доля квартир в МЖД в совокупном объеме продаж немного выросла по сравнению с концом
В ожидании новой волны кризиса
Девальвационные скачки вновь усилили роль психологических факторов в процессе приобретения недвижимости, причем они противоположным образом влияют на различные категории потенциальных покупателей. «Те, кто хранит серьезные накопления в долларах и евро, могут ждать следующего скачка курсов валют в надежде, что их покупательские возможности еще больше возрастут. Возникает эффект отложенного спроса на недвижимость средних и высших ценовых сегментов. Тех, кто хранит сбережения в рублях, кризис либо стимулирует приобретать недвижимость даже в самом бюджетном варианте (например, УБП), либо вынуждает вообще отказаться от планов приобретения загородного жилья, зарезервировав накопления для других целей (в том числе на случай потери работы), — полагает Андрей Кройтор, директор Департамента загородной недвижимости
Поделиться