Народная «загородка»: более 4/5 экспозиции УБП занимают лоты экономкласса, за год число продаж выросло на 59%
Специалисты ИНКОМ-Недвижимость изучили состояние рынка первичных участков без подряда (УБП) в Московской области. Так, из 35,5 тыс. лотов, выставленных на продажу, 29,9 тыс. шт. относятся к эконом-сегменту (средняя стоимость 1,8 млн руб.) и преимущественно экспонируются в моноформатных проектах. Более дорогостоящие участки обычно располагаются в мультиформатных поселках, где основную долю составляют коттеджи и/или блокированная застройка. Поскольку в целом участки без подряда – это наиболее экономичный вариант покупки на первичной «загородке», их популярность не снижается: они занимают 89,3% в спросе, и за год число продаж увеличилось более чем в 1,5 раза.
Предложение
В Аналитическом центре ИНКОМ-Недвижимость рассмотрели показатели сегмента участков без подряда на первичном загородном рынке Подмосковья и выявили годовую динамику. Так, в настоящее время экспозиция УБП насчитывает 35,5 тыс. лотов – за рассматриваемый период предложение данного формата уменьшилось на 10%. Средняя стоимость участка оценивается аналитиками в 3,3 млн руб., в годовом выражении снижение всего на 1%.
В общем составе УБП 29,9 тыс. лотов (84%) относятся к ценовой категории эконом – за год их стало меньше на 12%. Средняя стоимость участка экономкласса составляет 1,8 млн руб. (–1% за год). Комфорт-класс представлен 4,9 тыс. лотов (14% в совокупном объеме) с медианной ценой 6,3 млн руб.: за год их число увеличилось на 23%, а стоимость на 33%. На бизнес-класс приходится всего 300 участков (0,9% в совокупном объеме), средняя стоимость 28,4 млн руб.: –53% и +213% соответственно. В элитном сегменте покупателям предлагаются 400 участков (1,1% в структуре первичных УБП), что на 49% меньше, чем год назад; в среднем земельный надел стоит 58,5 млн руб., за год +4%.
«Когда речь идет о ценовой категории УБП, подразумевается класс поселка, в котором расположен участок. Экономкласс – это большей частью моноформатные проекты с продажами именно УБП. Более дорогие участки обычно экспонируются в составе мультиформатных проектов, где основную часть, как правило, занимают коттеджи и/или блокированная застройка. На подмосковном загородном рынке 21% поселков – мультиформатные», – рассказывает Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость.
Анализируя участки земли различных ценовых сегментов, следует также упомянуть об их площадях. Так, в экономклассе среднестатистический надел земли – 10 соток, в комфорт-классе – 12 соток. Участок категории бизнес имеет средний размер 14 соток, элитный 20 соток.
Татьяна Максимова, начальник отдела направления «Загородная недвижимость» ИНКОМ-Недвижимость, перечислила основные характеристики экономичных участков как наиболее широко представленных на рынке:
В проектах с УБП экономкласса неполный набор коммуникаций: как правило, разведено по столбам электричество, есть водопровод, редко бывают проведены газ и канализация. Размер участков – в диапазоне от 6 до 12 соток. Стандартно дороги – это асфальтовая крошка или мелкий гравий. Удаленность от Москвы может быть разной: например, по восточным и южным направлениям – сразу за ''бетонкой'', по западным и юго-западным – далее 75 км.
Спрос
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, УБП занимают 89,3% спроса на первичном загородном рынке Московской области, и за год число продаж увеличилось более чем в 1,5 раза (на 59%).
«Интерес к участкам увеличивается с каждым годом. В 2021–2022 гг. покупатели рассматривали земельные наделы как надежное вложение денег для их сохранения в нестабильное время (затрат на содержание нет, нужно только платить налог на имущество раз в год). Далее популярность участков росла также в связи с возможностью взять ипотеку с господдержкой и построить дом. Причем для этого необязательно привлекать строителей, аккредитованных при банке, можно выбрать любых и даже строить самостоятельно. Все это стимулирует спрос», – отмечает Татьяна Максимова.
Сейчас основной причиной активизации покупателей эксперты компании называют скорое окончание многих льготных программ кредитования – это самая волнующая тема для рынка недвижимости. Накануне завершения льготной ипотеки клиенты стараются успеть «вскочить в последний вагон», ускоряются с выбором участков, соглашаются на более-менее подходящие варианты, чтобы успеть получить кредит. Однако многие банки уже исчерпали лимиты, делятся наблюдениями специалисты ИНКОМ-Недвижимость.
Татьяна Максимова:
Разумеется, и после 1 июля программы льготного кредитования продолжат работать, но переформатируются. Как именно, пока не известно, и в этом интрига. Предположительно останется льготное кредитование для семей с детьми, и льготы будут зависеть от количества и возраста детей. Мы полагаем, что будут введены новые меры поддержки индивидуального жилищного строительства: соответственно, это повлияет на дальнейший рост спроса. Кредитование покупки участков с последующим возведением дома набирает обороты – совершенствуются формы взаимодействия банка, покупателя и строителей. Современные технологии позволяют очень быстро строить – буквально несколько месяцев, и вы в собственном новом доме.
Поделиться