В Департаменте новостроек ИНКОМ-Недвижимость проанализировали предложение и спрос на столичные квартиры, расположенные на последних этажах современных ЖК. Такие лоты составляют сейчас 8% экспозиции на первичном рынке Москвы, за год их число уменьшилось на 3 п.п. И хотя в структуре спроса на эти объекты приходятся только 7% продаж, что на 2 п.п. больше, чем в 2018-м, ими интересуется почти треть клиентов. В первую очередь, это молодежь в возрасте до 35 лет, не подверженная стереотипам о «неудобствах» и «опасностях» проживания непосредственно под крышей. Разница в потенциальном и реальном спросе становится понятна, если учесть, что жилье на последнем этаже с привлекательным видом из окон может стоить на 15–30% дороже аналогичных невидовых квартир, а в случае уникальной локации — и в два раза.
В данный момент на московском рынке новостроек лоты на верхних этажах занимают 8% предложения, за год этот показатель сократился на 3 п.п. При этом если в проектах комфорт-класса жилье на последнем этаже по площадям и планировкам чаще всего ничем не отличается от квартир, расположенных ниже, то 60% ЖК бизнес-класса и 90% ЖК элитного сегмента спроектированы таким образом, что на верхних этажах там могут находиться объекты с потолками высотой до пяти метров, двухуровневое жилье, а также пентхаусы с панорамным остеклением или эксплуатируемой кровлей.
«Если говорить о достоинствах и недостатках жилья на последнем этаже, то к реальным минусам можно отнести разве что необходимость подниматься по лестнице в случае кратковременного отключения электроэнергии, — говорит заместитель директора Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость Валерий Кочетков. — Другие сложности в основном являются мифами ушедшей эпохи: это протечки крыши, слабый напор водоснабжения, шум лифтов, возможность проникновения посторонних в квартиру через крышу, риски повышенной опасности в случае пожара и т. д. Однако все это скорее актуально для старого жилищного фонда, но никак не для современных новостроек, у которых есть техэтаж, защищающий от протечек и незаконного проникновения, а система водоснабжения устроена таким образом, что вода подается сверху, одинаково для всех жильцов. К тому же, в новых ЖК предусмотрена шумоизоляция лифтового оборудования, а системы пожаротушения обустроены на всех этажах. При этом плюсы проживания на последнем этаже неизменны: это панорамный вид из окон, чистый воздух, хорошая освещенность, а также отсутствие соседей сверху, которые могут шуметь или затопить».
С каждым этажом стоимость квадратного метра в масс-маркете возрастает в диапазоне 0,5–1%, т.е. в новостройке высотой 17 этажей разница в цене между квартирой на нижнем и верхнем уровнях может достигать от 8% до 16%. В ЖК премиальных сегментов на стоимость жилья на последнем этаже значительно влияет вид из окон. Например, панорама леса или водоема, а также живописные виды города способны прибавить еще 15% к цене недвижимости, а при совокупности этих факторов стоимость квартиры может оказаться вдвое больше, чем у аналогичных лотов, не имеющих выигрышных видовых характеристик.
В некоторых проектах премиум-класса квартиры на последних этажах подразумевают наличие эксплуатируемой кровли. За счет эксклюзивности цена квадратного метра такого жилья на 30–35% выше, чем у объектов без такой особенности.
Лотами на верхних этажах интересуются 30% потенциальных покупателей, однако в объеме реальных сделок на них приходятся только 7% продаж (+2 п.п. за год). Причина заключается в том, что основная часть клиентов согласна на такое приобретение только при отсутствии наценки «за этаж». Впрочем, желающих купить жилье на последнем этаже с каждым годом становится все больше: специалисты компании оценивают эту динамику в 5% за счет увеличения доли молодых покупателей, не разделяющих устаревшие мнения о таких квартирах. Чаще всего недвижимость на верхних этажах приобретают люди в возрасте 30–35 лет с достатком выше среднего.
Квартиры на последних этажах считаются высоколиквидными лотами, срок их экспозиции обычно варьируется от трех до пяти месяцев в зависимости от ценовой политики девелопера. «Неликвидные объекты могут возникнуть в тех проектах, где нет техэтажа или установлена котельная на крыше, — предупреждает Валерий Кочетков. — Такое жилье может ждать покупателя больше года, основной способ его реализовать — установить дисконт 10–15%».