Количество новых проектов на загородном рынке упало на 88,9%
Специалисты Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость подвели итоги I квартала 2015 года и на основании полученных данных обозначили особенно яркие тренды.
Емкость рынка
По итогам I квартала 2015 года на первичном организованном рынке загородной недвижимости насчитывается 812 поселков — количество проектов в целом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 0,2%. При этом число новых проектов, вышедших на рынок в этом году, упало по отношению к первым трем месяцам 2014-го на 88,9%.
Цифры говорят о том, что рынок приостановился в своем развитии, и прироста предложения в краткосрочной перспективе не предвидится. Во многом на решение застройщиков выходить на рынок с новыми проектами повлияла сложившаяся в стране экономическая и внешнеполитическая обстановка: обмен санкциями, нестабильность курсов валют, включая российскую, временное повышение ключевой ставки ЦБ и общая нестабильность в банковском секторе. Тогда как процесс вывода на рынок нового продукта растянут во времени и занимает 1-2 года, и для того, чтобы застройщик принял решение в пользу активной деятельности, необходим длительный период экономической стабильности.
Форматы на вес и на золото
В общем объеме предложения сегмент участков с подрядом и коттеджей в рамках сравниваемых периодов сократился на 3%. Вероятно, эта цифра указывает на процесс переформатирования проектов, который начался некоторое время назад. Учитывая высокие цены в указанном сегменте и сократившиеся доходы населения, застройщики постарались уйти из этого формата в более доступный с точки зрения цены — участки без подряда. Это предположение вполне подкрепляет цифра 3,1% — именно настолько «обогатился» сегмент участков без подряда.
Количество таунхаусов увеличилось на 0,4%, дуплексов – на 0,6%.
Сокращение объема квартир в малоэтажных жилых домах на 1,3% указывает на то, что растущие в этом сегменте цены негативно влияют на спрос. Основными причинами, тормозящими развитие формата, остаются повышенные требования покупателей к развитости инфраструктуры в шаговой доступности от комплексов, а также их транспортная доступность – иначе говоря, нехватка территорий, подходящих под малоэтажную застройку. Всего доля поселков с малоэтажной застройкой составляет 2% от общего количества проектов, что, с учетом спроса, указывает на дефицитность этой недвижимости в среднесрочной перспективе. В среднем по рынку сократилось количество проданных объектов: так, за I квартал 2014 года было реализовано 4554, а за I квартал 2015 года — 3269 объектов. Больше всего сделок совершено в сегментах участков без подряда — 53% и квартир в малоэтажных жилых домах — 27%. На 1% выросли продажи на рынке участков с подрядом, а реализованный спрос на таунхаусы и дуплексы остался точно таким же, как и в I квартале 2014 года.
Сокращение площадей в цифрах
Тренд на сокращение площадей участков и строений находит отражение в цифрах. Так, средняя площадь участка в I квартале прошлого года была 14,9 сотки, а по итогам I квартала 2015-го она составила 13,8 сотки. Средняя площадь домов в I квартале 2014 года — 179,2 кв. м, а за аналогичный период текущего — 149,4 кв. м. Очевидно, что размер площадей домов сокращается интенсивнее, чем размер участков. Есть все основания полагать, что в стремлении сократить себестоимость строительства застройщики будут и дальше уменьшать размеры площадей таунхаусов и коттеджей. Таким образом, стоимость квадратного метра загородного жилья гарантированно будет ниже городского, по крайней мере, в обозримом будущем — до сих пор она значительно меньше, в частности, в сегментах эконом- и комфорт-классов.
Парадоксы цен
Парадоксальная ситуация складывается в отношении цен в разных форматах загородного рынка. Так, цены на участки с подрядом и коттеджи выросли за год на 1,8%, на участки без подряда — на 45,7%. А вот на таунхаусы упали на 13,1%, на дуплексы — на 15,3%, на квартиры в малоэтажных жилых домах — на 11,1%.
Поделиться