Бизнес-класс на загородном рынке жилья «сдулся»: за десять лет спрос сократился почти в десять раз
Специалисты Департамента загородной недвижимости
Прощай, класс оптимистов
Говоря о том, какого клиента лишился рынок загородной недвижимости за последние десять лет, эксперты
«Эти клиенты были настолько уверены в своих доходах, что легко брали кредиты или тратили почти все имеющиеся средства на „загородку“, так как знали, что в самом ближайшем будущем заработают еще, — вспоминает руководитель офиса „Сретенское“ Департамента загородной недвижимости
Рынок не мог не отреагировать на такие изменения в покупательских настроениях, и последние годы число лотов
Почти не стало клиентов и в сегменте сезонного жилья
Интересными наблюдениями делится руководитель офиса «Проспект Вернадского» Департамента загородной недвижимости
Сложная финансовая ситуация заставляет покупателей пересмотреть свои взгляды на то, как должно выглядеть их загородное жилище: на рынке наблюдается непреходящий тренд на оптимизацию размеров участков и домовладений. Однако не только экономика играет здесь свою роль — в дело вмешивается и психология.
«Десять лет назад клиент хотел больше всего: соток, метров, этажей, — говорит Сергей Цывин. — Сейчас люди считают стоимость отделки, обслуживания, коммунальных платежей и понимают, что дом в 400 „квадратов“ им не нужен, они вполне обойдутся 200–250 кв. м. Также раньше покупатели нередко рассматривали загородный дом как родовое гнездо, где будут жить их дети и внуки. Теперь мы все реже сталкиваемся с такой иллюзией. Люди понимают, что дети, возможно, и будут к ним приезжать на лето или зимние праздники, но планировать для их проживания целый этаж нецелесообразно».
«Загородники» с квартирным менталитетом
Одно из главных событий на «загородке» за десять лет — это формирование аудитории покупателей, которые раньше были нацелены на приобретение городской квартиры, но благодаря развитию массового сегмента загородного жилья — коттеджей и блокированных домов эконом- и
«Лет семь назад застройщики выводили на рынок таунхаусы и дуплексы с целью повышения эффективности своих проектов, — рассказывает Сергей Цывин. — Отчасти это был маркетинговый ход. Например, таунхаусы позиционировались как просторные квартиры с участком земли в придачу. Однако вскоре этот формат обрел популярность — особенно в тех случаях, когда требуется расширение жилплощади, а бюджет покупки ограничен. К примеру, 15 млн руб. — не самая большая сумма для приобретения квартиры в Москве, а вот на „загородке“ за нее можно получить домовладение метражом 200 кв. м в готовом поселке с развитой инфраструктурой».
«По моим наблюдениям, за последние десять лет на рынке возник совершенно иной тип клиента — покупатель с квартирным менталитетом, — замечает Антон Архипов. — Если раньше люди четко представляли, что загородная недвижимость состоит из земли, дома, коммуникаций, что это можно купить вместе или отдельно, что
Дачники, «квартиранты» и любители роскоши
Рассуждая о будущих трансформациях целевых групп на рынке загородного жилья, эксперты сходятся во мнении, что рынок ожидает разделение на несколько непересекающихся сегментов.
«Расхождение клиентов по разным полюсам будет все сильнее, — говорит Сергей Цывин. — Конечно, останутся дачники,
«Известно, что во времена кризисов многие богатые люди продолжают приращивать свое состояние, тогда как снижение доходов может скорее повлиять на их бизнес, чем на личные покупки — в силу укоренившихся моделей поведения, — дополняет коллегу Антон Архипов. — Поэтому элитный сегмент, где состоятельные клиенты совершают сделки с миллиардными бюджетами, на „загородке“ тоже сохранится. Хотя его доля, вероятно, сократится до 1–2%».
Андрей Кройтор, директор Департамента загородной недвижимости
Поделиться