Третий — не лишний: добиться компромисса
Любой владелец недвижимости мечтает найти интеллигентного, аккуратного арендатора, желательно с высшим образованием, стабильным заработком, без проблем на личном фронте. Сдать ему квартиру надолго и задорого, и хорошо бы взять предоплату сразу за весь срок проживания. С другой стороны, наниматель квартиры пытается найти жилье подешевле, платить помесячно, а также иметь возможность жить так, как захочется, и с хозяином общаться только по телефону.
Наивно полагать, что разногласия между тем, кто сдает, и тем, кто снимает квартиру, появляются только в процессе первых переговоров. Жизнь часто преподносит сюрпризы, которых никто не ожидал, и не всегда понятно, как разрешить возникший конфликт. Взять, например, материальные затраты. Даже если стороны заранее договорились о порядке оплаты счетов, все равно в любой момент могут обнаружиться непредвиденные обстоятельства, требующие финансового участия. Например, в ванной отвалилась плитка, подтекает кран и так далее. Какому наймодателю не хотелось бы переложить затраты на своих постояльцев? И, если нет предварительной договоренности о подобных случаях, то и переложит: хозяин — барин.
Это особенно актуально при долгосрочной аренде, когда, по разумению собственника, наниматель заинтересован в содержании в порядке, благоустройстве и безопасности не только снимаемых квадратных метров, но также лестничной площадки, подъезда, дома, прилегающей территории. Как только в местах общего пользования затевается ремонт, а товарищества жильцов начинают собирать деньги на разное благоустройство, хозяин считает себя вправе переложить радость софинансирования на своих квартирантов. Кто-то с грустью подумает: «Ничего не поделаешь, я здесь живу, по идее, я и должен платить». А вот юридически подкованные наниматели знают, что перечисленные ситуации — не предмет для торга. Бремя таких поборов однозначно должно ложиться на плечи владельца.
Еще один пункт «спорных» затрат — ликвидация последствий различных аварий, к примеру, затопления из-за лопнувшего стояка. Сторонам договора найма стоит знать, что чаще всего это задача эксплуатирующей дом организации: ДЭЗа, ТСЖ и т. д. Если, конечно, наниматели сами не «приложили руку» и не стали причиной аварии, а владельцы квартиры не делали несанкционированную перепланировку, например, с переносом радиаторов отопления. В этих случаях платит тот, кому удалось добиться таких результатов.
Что делать, если «сражаться» приходится буквально на каждом шагу: даже самые мелкие бытовые явления могут стать яблоком раздора. Допустим, принимая квартиру у выезжающих жильцов, хозяин утверждает, что пропавший со стены радиоприемник,— наследство, доставшееся от дедушки, а наниматель клянется, что это — подарок от его «коллег» по радиокружку. Или придя с очередным визитом, владелец квадратных метров, начинающий чихать даже при упоминании о кошках, обнаруживает, что в доме появился котенок. Отвалившаяся ножка у табуретки, безвременно почивший пульт телевизора, засохшая герань на подоконнике — все может быть «поставлено в строку».
Если договор между хозяином и квартирантом составлен подробно и грамотно, то разрешить многие конфликты возможно. Особенно если к общему документу прилагается опись всего, что находится в квартире, с характеристикой каждого предмета. Однако заранее обо всем не договоришься. Урегулировать подобные вопросы можно только при помощи «третейских судей». Обычно ими становятся специалисты риэлторских компаний, с участием которых был заключен договор найма. Но, например, в ИНКОМ-Недвижимости этим не ограничиваются: в течение всего срока аренды квартиры, указанного в договоре, сотрудники оказывают своим клиентам юридическую поддержку и помогают решить возникающие вопросы до того, как спорная ситуация перерастет в конфликт и потерям жилья — с одной стороны, нанимателя — с другой.
Практика показывает, что компромисс можно найти в любой ситуации: достаточно заранее обратиться к специалистам. Они не только обеспечат документальную сторону проведения сделки, но также помогут при переговорах, разрешат конфликтные ситуации, добьются снижения (а то и повышения) арендной платы. А также по-дружески посоветуют: «Эту вазу из квартиры лучше увезти» или «Стоит настоять, чтобы хозяин поставил железную дверь».
Поделиться