За десять лет спрос на коттеджи упал с 80% до 8%, только каждый десятый просмотр заканчивается сделкой
Специалисты Департамента загородной недвижимости
Динамика продаж за десять лет: из 80% в 8%
Десять лет назад на рынке первичного загородного жилья на коттеджи приходилось до 80% заключенных сделок. Впрочем, вскоре у них появились серьезные конкуренты: в 2008 году на рынок вышли будущие лидеры спроса — участки без подряда (УБП), а в конце
«Проектный цикл поселка составляет 5–10 лет, — объясняет руководитель офиса „Проспект Вернадского“ Департамента загородной недвижимости
По данным Аналитического центра
«Если после 2008 года средняя востребованная площадь дома уменьшилась с 400–500 кв. м до 250 кв. м, то в
10:1 в пользу просмотров
Ситуация на рынке приводит к тому, что количество просматриваемых объектов увеличивается, а срок экспозиции — растягивается.
«Покупатели сегодня ездят много:
«На первичном рынке клиенты обычно смотрят коттеджи от месяца до полугода, — дополняет коллегу Алексей Сенчук. — На „вторичке“ этот показатель как минимум вдвое больше. Средние сроки экспозиции в названных сегментах соответствуют этим цифрам, хотя могут достигать 3–5 лет».
Что касается воронки продаж, эксперты утверждают, что в классах «эконом» и «комфорт» соотношение звонков и просмотров примерно равно 1:5, а просмотров и сделок — 10:1. Однако если рассматривать бюджет от 20–30 млн руб., эти цифры могут составлять 1:2 и 5:1 соответственно. При этом успех конвертации просмотра в сделку сильно зависит от качества самого объекта, уровня готовности поселка, статуса
Ипотека является еще одним камнем преткновения на «загородке»:
«На ипотеку сейчас рассчитывает 70–80% клиентов, — говорит Сергей Цывин. — Но банки дают ее на загородные объекты неохотно, я бы сказал, что их требованиям соответствует не более 10% лотов от общего предложения. Кроме того, процент по ипотеке здесь безусловно выше, чем в сегменте новостроек, и порой это заставляет потенциальных покупателей пересматривать свое решение в пользу квартиры».
Кризис 2008 vs 2017
Сравнивая влияние двух кризисных ситуаций на рынок загородной недвижимости, специалисты утверждают, что в 2008 году обстановка была однозначно проще.
«Положение было лучше хотя бы с точки зрения наличия денег в экономике, — рассуждает Алексей Сенчук. — Менялись характеристики проектов, появлялись новые форматы, что определенным образом стабилизировало рынок, и временами продажи даже росли. У покупателей не было такого разрыва между желаниями и возможностями, как сейчас, когда они не могут потянуть даже бюджетные варианты с учетом всех дисконтных и ипотечных программ. Мы все чаще сталкиваемся, так скажем, со сделками „в состоянии эйфории“.
«В 2008 году у клиентов еще были деньги, — подтверждает Сергей Цывин. — Даже резкий подъем УБП не мешал рынку: люди покупали участок, затем строили дом, проходя через все этапы с уверенностью и удовольствием. По сравнению с нынешней ситуацией мы ощущали только дуновение кризиса. Сейчас же непросто не только клиентам, но и девелоперам: развить проект с нуля крайне сложно — для этого требуется либо уникальный продукт, либо рискованные игры с ценой на грани себестоимости».
Поделиться