Торг здесь неуместен: средние скидки на московском рынке вторичного жилья – минимальные за 4 года
Статистика
В
На московском вторичном рынке жилья наблюдается максимальное за последние четыре года совпадение ценовых ожиданий продавцов и покупателей. Доля продаж с дисконтом колеблется в пределах 68–75%, а его среднее значение находится на самом низком с марта
Тренд на минимизацию торга на московской «вторичке» возник в прошлом августе — тогда же было отмечено повышение активности покупателей при одновременном, продолжающемся к тому времени уже несколько месяцев, снижении объема выставленного на продажу жилья. В марте текущего года показатели дисконта достигли минимальных значений: «лишь» 68% квартир были проданы по цене ниже заявленной продавцом, а средняя скидка составила 4,6%. По итогам мая статистика оказалась следующая: 75% и 4,8% соответственно.
Для сравнения: с июля
«Вслед за обвалом спроса весной
Специалисты компании отмечали, что возвращение доли продаж с дисконтом на среднерыночный уровень возможно только вслед за переменой нисходящего ценового тренда и формированием устойчивой тенденции роста цен. Такие условия сложились к середине прошлого года и максимально укрепились в октябре-ноябре под влиянием резко возросшего спроса.
Показатели дисконта на московской «вторичке» с 2013 года представлены на рисунке ниже. Рассматриваемый промежуток времени охватывает, по сути, три периода на рынке последних лет: до кризиса, кризис (резкое падение спроса после девальвации рубля), восстановление покупательской активности и ее дальнейшая динамика.
Показатели дисконта на московском вторичном рынке жилья, 2013-2019 гг.
а) доля сделок с дисконтом, %
б) средний размер скидки, %
Данные Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость
Решающую роль в уменьшении торга на московском вторичном рынке жилья
«Объем экспозиции — первое, что определяет показатели дисконта. Если объектов на рынке в избытке, есть, из чего выбирать, покупатель никуда не спешит — смакует варианты, испытывает продавцов на прочность, запрашивая у них скидку то 20%, то 30%. Как только предложение начинает убывать, стратегия покупателя меняется, вынуждая его торопиться, — квартиры уходят, он не успевает вносить аванс. Конечно, в этом случае переговорная позиция продавца становится существенно более крепкой, а положительная динамика цен и вовсе закаляет ее до высочайшей прочности. И без того ограниченное предложение в сегменте наиболее востребованного жилья фактически довел до дефицита резкий рост спроса в конце 2018 года. В настоящее время объем экспонируемых квартир остается очень небольшим — так, в мае к продаже предлагалось на 40,6% объектов меньше, чем год назад. В такой ситуации неизбежно снижение показателей дисконта», — объясняет Сергей Шлома.
При этом есть еще одно обстоятельство, которое повлияло на описываемую тенденцию, — отмечается существенное уменьшение изначально необоснованных ценовых запросов участников рынка. «Характерная особенность нынешнего времени — люди в целом реально оценивают ситуацию и соответственно ей определяют свои возможности и формулируют желания. С одной стороны, растет информированность потребителей — они мониторят открытые базы, анализируют данные, в курсе актуальных тенденций. С другой стороны, при той активной трансформации рынка, которая наблюдалась в последнее время, граждане расстались с
Как следствие, на рынке резко увеличилась доля квартир, изначально выставляемых на продажу по конкурентной и адекватной актуальным условиям цене, — с 20% в
В динамике показателей дисконта за прошедшие пять месяцев обращает на себя внимание факт их некоторого увеличения в апреле-мае с минимальных значений, отмеченных в марте. Тренд объясняется ослаблением спроса после его значительной активизации в конце прошлого года и остановкой роста цен. Указанные факторы в перспективе могут привести к усилению торга. Однако сдерживающим обстоятельством будет служить остающийся на низком уровне объем предложения наиболее востребованного жилья и — как ожидают участники рынка — приток новых покупателей с «первички» после ее перехода на продажи через
Поделиться