Средние метражи загородного жилья на четверть превышают востребованные покупателем размеры, при этом на масштабную оптимизацию проектов у застройщиков уйдет не менее пяти лет
В Департаменте загородной недвижимости
Динамика минимализма: минус 37,3% за 4 года
Отрицательная динамика коснулась всех форматов: средняя площадь коттеджей за четыре года сократилась на 14%, до 271,4 кв. м, таунхаусов — на 7,1%, до 163,1 кв. м, дуплексов — на 18,2%, до 157,5 кв. м. Квартиры в малоэтажных жилых домах (МЖД) стали меньше на 11,6%, теперь их метраж в среднем составляет 63,9 кв. м.
Аналогичные изменения произошли с придомовыми участками почти во всех форматах, а также с участками без подряда (УБП). Сильнее всего снизилась средняя площадь участков при коттеджах: сейчас она равна 13,6 сот., что на 28,4% меньше показателей 2013 года. Размер придомовых участков у дуплексов сократился на четверть, до 4,1 сот., и лишь у таунхаусов земельные наделы увеличились на 17,2%, до 3,4 сот. Что касается УБП, то их средний метраж за отчетный период снизился на 12,9%: с 16,3 сот. до 14,2 сот.
Ожидания и реальность: диспропорция в четверть
Однако даже сократившиеся за четыре года более чем на треть площади загородного жилья не до конца удовлетворяют требованиям сегодняшних покупателей. Так, средний размер приобретаемого домовладения сейчас составляет всего 100 кв. м, что на 23,9% меньше среднего метража предлагаемых лотов.
В отличие от последовательной динамики сокращения площадей домов в предложении, тренды в изменении размеров реализуемых объектов более разнообразны: за период с 2013 по 2017 годы они шли как вниз, так и вверх, в зависимости от площадей предлагаемых лотов. Впрочем, если сравнить начальную (102,4 кв. м) и конечную (100 кв. м) точки, за этот срок показатели изменились всего на 2,3% со знаком «минус».
Данные Аналитического центра
Если рассмотреть ситуацию по форматам, самая большая разница между метражами в предложении и спросе наблюдается у УБП: средняя площадь находящегося в продаже участка равна 14,2 сот., а средний размер купленного надела — 9,6 сот.,
Схожие цифры у МЖД, где зазор между «ожиданиями» и «реальностью» составляет 29,1%: средний метраж квартиры в экспозиции равен 63,9 кв. м, а при сделке — 45,3 кв. м.
У коттеджей средняя площадь лота в предложении достигает 271,4 кв. м, в реализации — 227,4 кв. м, что меньше на 16,2%. Почти такое же положение дел у таунхаусов: там предлагаются домовладения средним метражом 163,1 кв. м, а покупаются объекты размером 137,4 кв. м. Наконец, у дуплексов этот разрыв составляет 8,9%: средняя площадь экспонируемого лота равна 157,5 кв. м, а приобретенного — 143,5 кв. м.
Казалось бы, учесть пожелания покупателей не так сложно, но проблема заключается в том, что застройщики здесь сами являются заложниками ситуации.
«Все эксперты в загородном сегменте говорят о том, что минимизация площадей для оживления покупательского спроса необходима, — рассказывает директор Департамента загородной недвижимости
Поделиться