Сегодня 57% нанимателей и наймодателей жилья сталкиваются с аферистами
По данным Департамента аренды квартир
В условиях финансовой нестабильности многие стараются использовать наиболее экономичные способы решения разнообразных бытовых вопросов, в том числе найма жилья. Анализ ситуации показывает, что 63% арендаторов пробуют своими силами подобрать нужный вариант и провести сделку. 50% из этой группы занимались поиском квартир на площадках в интернете, 25% размещали запросы на специализированных ресурсах, 15% рассчитывали на помощь знакомых, а 10% пользовались услугами информационных агентств.
27% арендодателей также применяли «антикризисные» способы поиска квартирантов: из них 25% собственников размещали объявления в интернете, 3% расклеивали их на столбах и дверях подъездов, 35% полагались на частных риэлторов, а 37% — на знакомых и «сарафанное радио». Данная статистика касается, в первую очередь, наиболее низкобюджетной категории жилья. Объекты в ценовом диапазоне 20–35 тысяч рублей в месяц составляют сегодня примерно 30% от общего объема предложения в Москве, лоты со ставкой найма 10–20 тысяч рублей в месяц занимают долю не менее 9–11% (большей частью речь идет о комнатах).
Оксана Полякова, заместитель директора Департамента аренды квартир
Перечисленные средства поиска зачастую сопряжены с последующими проблемами и разбирательствами. Согласно статистике, 57% граждан, самостоятельно осуществляющих поиск на рынке аренды жилья, столкнулись с аферистами.
Оксана Полякова: «Среди видов мошенничества со стороны нанимателей самый популярный — неоплата, когда квартирант без предупреждения съезжает раньше установленного срока, не рассчитавшись с арендодателем, не заплатив по счетчикам, за телефонные переговоры, интернет. Бывает, что наниматели прихватывают с собой
Часть
Пример недобросовестности арендодателя — намеренное досрочное выселение квартиранта. Это может быть предъявление вымышленных претензий — чтобы расторгнуть договор без возврата залоговой суммы. Либо замалчивание реального срока найма: квартира могла быть сдана фактически, скажем, только на три месяца, но арендатору было заявлено, что на долгий срок (размеры арендных ставок при долгосрочном и краткосрочном найме разнятся на 10–20%) — по прошествии этих трех месяцев у собственника возникают «непреодолимые сложности», при которых необходимо съемную квартиру освободить.
Есть случаи, когда собственник вдруг решает продать свою жилплощадь, а договор аренды только начался; наймодатель делает показы в отсутствие квартирантов или меняет замки без предупреждения или даже предоставления жильцам возможности забрать свои вещи. Подобные недоразумения могут быть предотвращены грамотным составлением договора найма жилого помещения, где прописываются все сроки и условия аренды, права и обязанности сторон соглашения.
Сегодня набирает популярность использование имени крупных и солидных риэлторских агентств: мошенник представляется сотрудником, например
Оксана Полякова: «В нашу компанию обращались граждане, повстречавшие таких аферистов. Считаю, что есть общее правило для всех участников рынка аренды — быть бдительными. Прежде всего, не следует договариваться о сделке с „агентом по телефону“. Обязательно нужно зайти на сайт компании, найти номер телефона офиса, его адрес и удостовериться — лично или по телефону — в том, что ваш „агент“ действительно является сотрудником указанной фирмы.
Согласно регламенту работы авторитетных компаний на рынке аренды, оплата услуг агента производится только после подписания сторонами договора найма жилого помещения. Ни предоплата, ни взимание денег за размещение рекламных объявлений и организацию показов квартиры правилами не предусмотрены. Если „агент“ предлагает вам сотрудничество на иных условиях, от его услуг разумнее отказаться.
Статистика нашей компании показывает: после неудачных попыток совершить сделку собственники и наниматели обращаются к профессиональным специалистам, чья ответственность за свою деятельность подтверждается документально. В условиях экономической и социальной напряженности людям, как никогда, важно иметь гарантии защищенности. В ответ на такой общественный запрос наша компания взяла на себя официальные гарантийные обязательства по сопровождению клиентов в течение всего срока действия договора найма».
Поделиться