На «загородке» Московского региона в ближайшие два года останется не более полутора десятков застройщиков
В Департаменте загородной недвижимостиДействующие лица
На современном рынке загородной недвижимости представлено несколько основных типов девелоперов. Самая малочисленная группа — это физические лица: некрупные инвесторы, которые хорошо ориентируются на рынке и мобильны с точки зрения управления финансовыми потоками. Таких игроков сейчас насчитывается не более 3–4%. Обычно они выводят совсем незначительные объемы жилья, но делают это на собственные средства и держат под контролем весь процесс. Благодаря возможности оперативно реагировать на происходящие изменения такие застройщики отличаются жизнестойкостью даже в кризисных условиях.
Чуть больше на рынке юридических лиц, которые специализируются на строительной отрасли, но для которых загородный девелопмент не является основным видом деятельности (4–5%). Это небольшие строительные организации, решившие в благополучные годы освоить еще один сегмент рынка. Именно такие игроки рискуют испытать в кризис серьезные проблемы. Если «загородка» в портфеле их проектов не имеет значительного веса, скорее всего они избавятся от сомнительного «актива», обойдясь минимальными потерями.
Доля банков как игроков рынка,
Наконец, около 70% загородных застройщиков — это юридические лица, для которых «загородка» является профильной специализацией. Их характеризует большой запас прочности и внушительный объем проектов, который к тому же увеличивается за счет притока объектов со стороны мелких строительных организаций, а также банков. При грамотном управлении собственным инвестиционным портфелем игроки именно этой группы имеют шансы не только выйти из кризиса победителями, но и извлечь из него выгоду.
Арифметика переформатирования: 1 коттедж = 3 таунхауса
При этом не все так просто: резко меняющаяся конъюнктура рынка порой вынуждает даже крупных девелоперов прибегать к переформатированию либо части своего проекта (если он сочетает в себе несколько форматов), либо поселка целиком (если тот является моноформатным).
«Чаще всего переформатированию подвергается часть поселка — например, участок земли, где было запланировано строительство коттеджей, отдают под таунхаусы или участки без подряда (УБП), — рассказывает руководитель Аналитического центра
Ключевые инструменты в переформатировании на «загородке» — это уплотнение застройки (
«На возведение коттеджа требуется в среднем 10 соток, а на строительство таунхауса — 2–3 сотки, — приводит пример директор Департамента загородной недвижимости
Лишь у 30% застройщиков есть деньги для перемен
Любое переформатирование требует вложения дополнительных ресурсов, которыми обладают далеко не все застройщики. По мнению специалистов Аналитического центра
О других сложностях рассказывает руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости
«В прошлый кризис одним из основных алгоритмов действия со стороны девелоперов стало переформатирование всех форматов в УБП, — дополняет коллегу Дмитрий Таганов. — Как раз с того момента на рынке и началась эра лидерства земельных участков. После прохождения острой фазы кризиса, в конце 2010 года, появился другой крайне популярный сегодня формат — малоэтажное строительство (МЖД). Нынешний же кризис характерен тем, что на рынок не выведено ни одного нового формата или решения. С
На шаг позади
Для того, чтобы адаптировать загородные проекты под требования современного покупателя в аспектах метражей, материалов, инфраструктуры и прочего, застройщикам, по оценкам специалистов
«
«Застройщики не могут идти в ногу со временем, потому что они ограничены себестоимостью объекта, — развивает тему Дмитрий Таганов. — В условиях резкого сокращения платежеспособности люди хотели бы покупать коттеджи за 2,5–3 млн руб., но такие ценники нереальны. Поэтому привести ситуацию к относительному балансу могут только глобальные макроэкономические улучшения».
Последние герои
«Сейчас на загородном рынке остаются те игроки, которые не могут с него уйти, — говорит Антон Архипов.-Либо это их единственная специализация и они не хотят бросать свой бизнес, либо эти люди связаны большим количеством активов. Добровольцев, которые бы стремились на проблемный рынок, нет, потому что все понимают, что рынок сложный и работать на нем тяжело».
Мысль продолжает Андрей Кройтор: «Только бесстрашные девелоперы берутся сегодня за проблемные проекты. Но помимо решимости для этого необходимо обладать четкой концепцией и „длинными“ деньгами,
Поделиться