Итоги сезона на загородной «вторичке»: за год предложение сократилось на 27%, спрос – на 32%, собственники снимают свои объекты с продажи
Специалисты профильного Департамента
Предложение: меньше на четверть
В экспозиции на вторичном рынке загородного жилья Подмосковья сейчас находится 54 326 объектов — это на 27% меньше, чем было годом ранее. 47% предложения занимают коттеджи, 37% — участки без подряда (УБП), 11% приходится на дачи и 5% — на блокированную застройку (таунхаусы и дуплексы).
«В данном случае главной причиной сокращения предложения является снятие лотов с продажи, — объясняет руководитель Аналитического центра
Средняя площадь находящегося в продаже коттеджа сегодня составляет 253 кв. м, дачи — 78 кв. м, таунхауса — 177 кв. м, УБП — 13 соток.
За год средняя стоимость коттеджа и блокированного дома уменьшилась на 22%, в первом случае достигнув отметки 9,4 млн руб., во втором — 11,9 млн руб. Средняя цена дачи возросла на 4%, до 6,3 млн руб., УБП — на 71%, до 3,8 млн руб.
«Значительный рост стоимости УБП объясняется вымыванием с рынка небольших бюджетных лотов, — комментирует Дмитрий Таганов. — Ситуация усугубляется тем, что у земельных участков на „вторичке“ нет никаких конкурентных преимуществ по сравнению с объектами на первичном рынке и покупатели скорее отдают предпочтение последним — исключение могут составлять лишь лоты в полностью застроенных поселках. УБП на „вторичке“ — это чаще всего „несбывшиеся мечты“,
По мнению экспертов, хотя цены на коттеджи и блокированные дома показывают отрицательную динамику, изначально они были слишком завышены, чтобы даже при таком снижении достичь адекватного рынку уровня стоимости. К тому же до 80% предложения в сегментах характеризует низкая ликвидность, связанная с большими площадями, неудобными планировками, несовременной архитектурой и т.д.
Спрос: ниже на треть
За прошедшие восемь месяцев 2018 года на вторичном рынке загородной недвижимости Подмосковья
было реализовано 1 212 объектов, что на 32% уступает показателям аналогичного периода прошлого
года. При этом 43% заключенных сделок пришлось на коттеджи, 38% — на УБП, 15% — на дачи и 4% — на блокированную застройку.
«Несмотря на „скромные“ 15% спроса, обусловленные, в первую очередь, ограниченным предложением, дачи являются наиболее живым и востребованным сегментом на загородной „вторичке“, — говорит Дмитрий Таганов. — По сравнению с другими форматами здесь лучше соблюден баланс качества и стоимости, хотя проблема завышенных цен
Помимо низкого качества представленных лотов и не соответствующих рынку цен, среди причин снижения спроса во вторичном сегменте эксперты называют стабилизацию на загородной «первичке»: «За прошедший год на первичной „загородке“ был замечен рост покупательской активности, — рассказывает Дмитрий Таганов. — Эти сегменты являются как бы антагонистами друг для друга: так, например, в кризисные
В числе наиболее популярных у покупателей направлений в этом году оказались Ярославское шоссе (13% сделок), Дмитровское (10%), Новорязанское (9%), а также Новорижское и Симферопольское (по 7% продаж). 24% приобретенных объектов находится на расстоянии до 30 км от Москвы, 26% — от 31 от 60 км, 51% — свыше 60 км.
Поделиться