Более 80% девелоперов на рынке загородного жилья находятся в зоне риска
В Департаменте загородной недвижимости
На треть меньше новых проектов, или исход инвесторов
Говоря о состоянии подмосковной «загородки», в первую очередь стоит отметить нехватку новых поселков. Появляющиеся проекты чаще всего относятся либо к новым очередям уже реализуемых поселков, либо полностью состоят из участков без подряда (УБП). Исключения составляют поселки, которые были запланированы еще до кризиса и не могут быть заморожены по причине существенного объема вложенных в них средств.
«Количество выходящих на рынок проектов можно пересчитать по пальцам, — констатирует руководитель офиса „Новослободское“ Департамента загородной недвижимости
По данным Аналитического центра
Количество объектов в продаже уменьшилось при этом не так значительно — всего на 4,5%, до 65 765 лотов. Из них абсолютное большинство — 64% — это УБП. Затем с серьезным отставанием следует малоэтажное строительство (МЖД) — 18% предложения. 8% экспозиции относится к таунхаусам, 7% — у коттеджей, 3% — у дуплексов.
«Если говорить о предпочтениях клиентов в формате отдельно стоящих домовладений, то они следующие: небольшой дом или таунхаус в высокой степени готовности, не далее 30 км от Москвы, по цене 5–7 млн руб., причем с использованием схемы
Спрос уменьшился на четверть, а 80% застройщиков не уверены в завтрашнем дне
Как ни странно, начало года давало надежду на скорое оживление рынка: в январе—феврале была заметна положительная динамика покупательского интереса, и продавцы с нетерпением ждали апреля, который часто становится лучшим месяцем по числу звонков и показов. Возможно, в этом стоит винить холодную погоду, но приход апреля позитивных изменений не принес. Показатели спроса так и остались на уровне февраля, что актуально до сих пор.
В целом же, по итогам второго квартала 2017 года продажи на «загородке» снизились почти на четверть — 23,2%. За указанный период удалось реализовать 2960 лотов, когда в том же отрезке прошлого года этот показатель был равен 3854 объектам.
Здесь снова лидируют УБП — у них 53% продаж. Эксперты компании утверждают, что преобладание в структуре реализованного спроса данного формата сигнализирует о далеко не лучшем состоянии рынка,
«Малоэтажка» приобретается в 32% случаев, коттеджи выбирают лишь 7% потребителей. Наконец, 5% покупок относится к таунхаусам, 3% — к дуплексам.
«Второй квартал еще раз показал, насколько сегодня сложный рынок, — отмечает Алексей Сенчук. — Очень часто покупатели не готовы платить за объект его реальную цену. Им необходимо снижение на 20–30%, а то и больше. И когда они понимают, что это невозможно, подчеркну, по объективной причине себестоимости, то отказываются от приобретения вообще».
«Людей с „живыми деньгами“ сейчас крайне мало, и в таких условиях как никогда становится ясно, что на рынке загородной недвижимости нужна развитая ипотека, — дополняет Антон Архипов. — Получить кредит на строящийся объект очень сложно, если он не реализуется по ФЗ № 214. Купить готовый тоже нелегко: у девелоперов не хватает денег, и строят они свои дома, так скажем, в час по чайной ложке».
Однако главная проблема, по мнению экспертов, заключается в общей неустойчивости положения большинства застройщиков.
«Раньше многие компании
Поделиться