50% лотов на загородной «вторичке» морально устарели, 30% могут быть проданы с большим дисконтом и лишь 20% находятся в реальном товарообороте
В Департаменте загородной недвижимости
50% объектов: без шансов, без вариантов
По итогам прошедшего лета на вторичном рынке загородной недвижимости Подмосковья насчитывается 88 321 объект, что на 15% меньше, чем было годом ранее. Лидерами предложения являются коттеджи — на них приходится 40% выставленных лотов. С небольшим отрывом за ними следуют земельные участки, доля которых составляет 35%. Дачи с 23% предложения стали третьими, а в аутсайдерах оказались блокированные дома — таунхаусы и дуплексы (суммарно 2%).
«При всем кажущемся разнообразии в реальном товарообороте на „вторичке“ участвует не больше 20% объектов, — комментирует руководитель офиса „Проспект Вернадского“ Департамента загородной недвижимости
Цены: ожидания минус реальность = 20%
В среднем цена коттеджа на вторичном рынке сейчас равна 10 млн руб., дачи — 7,5 млн руб., земельного участка — 0,8 млн руб., блокированного дома — 3,5 млн руб. Эксперты компании отмечают, что разница между средней стоимостью предложения и реализации на «вторичке» составляет не менее 20%, однако, несмотря на окончание высокого сезона и сложную ситуацию на рынке в целом, пересматривать вопрос ценообразования продавцы в своей массе не намерены.
«Многие собственники держат цены в надежде, что осенью спрос пойдет вверх, — продолжает Сергей Цывин. — И хотя небольшой подъем возможен, о росте как о тенденции речи не идет. При этом ощутимо снижать стоимость готовы только те, у кого есть срочная потребность в деньгах — например,
Сроки экспозиции: полгода плохая погода
Специалисты подчеркивают, что если лот находится в продаже больше 3–4 месяцев, то шансы на его реализацию стремительно сокращаются. Опытные игроки в этом случае снимают объект с продажи, чтобы позже — возможно, следующей весной или при первых признаках оживления рынка — выставить его снова. Однако большинство продавцов либо ничего не предпринимает, либо незначительно опускает цену.
«Нередко люди устанавливают ценник на загородный объект, исходя из собственных ощущений или потребностей, — рассказывает руководитель офиса „Новослободское“ Департамента загородной недвижимости
Покупатели: чего хочу — не знаю, что знаю — не хочу
Мало изменилось и мировоззрение покупателей: они продолжают искать несуществующие готовые дома с бюджетом до 1 млн руб., что приводит к годичным срокам принятия решения и сокращению числа сделок. Так, по данным Аналитического центра
«Когда покупатели понимают, что приобретение готового дома оказалось для них неподъемной задачей, то примерно половина откладывает покупку на неопределенный срок, продолжая периодически мониторить рынок, — говорит Сергей Цывин. —
Уж зима катит в глаза
Прогнозы специалистов компании на
«Загородная „вторичка“, как и весь сегмент загородного жилья, в той или иной мере подвержена воздействию сезонности, — подводит итог директор Департамента загородной недвижимости
Поделиться