Нынешний кризис на рынке жилья мало чем отличается от предыдущего
Кризис 2014 года во многом повторяет сюжет предыдущего, например, вновь отмечается уменьшение площадей объектов недвижимости. Но в этот раз застройщики не имеют возможности моментально реагировать на изменения покупательских запросов, из-за чего приходится привлекать их дополнительными преференциями, рассказывает обозреватель "Коммерсантъ FM" Андрей Воскресенский.
По сути дела, нынешний кризис на рынке жилья мало чем отличается от предыдущего, так как все основные тенденции и изменения, которые сложились тогда, сегодня стали лишь более концентрированными. Главная тенденция, проявившаяся шесть лет назад и продолжающаяся сейчас, — уменьшение площадей квартир, загородных домов и земельных участков, прежде всего в дорогих сегментах. К примеру, до 2008 года средняя площадь коттеджа составляла 400 кв. м, к концу 2009-го — 350, а в настоящее время — 290. Такие данные приводят аналитики компании "Инком-Недвижимость".
Показательно, что до прошлого кризиса на рынке Московской области фактически не существовало участков без подряда. В начале 2010 г. этот продукт оказался наиболее востребованным, и держит лидерство до сих пор. При этом доля эконом-класса в объеме их продаж превышает 70%.
Однако разница между двумя кризисами все-таки есть. В последнее время в Новой Москве и в Подмосковье усложнились процессы согласования проектов, поэтому мгновенно отреагировать на изменившиеся потребности покупателя застройщики не могут. Те проекты, которые выставлены на продажу сегодня, были задуманы как минимум год назад. Тем не менее, застройщики используют другие, в частности, маркетинговые возможности, чтобы привлечь покупателя: рассрочки, скидки, иные финансовые преференции.
На первый взгляд может показаться, что предложений на рынке очень много, однако, по мнению экспертов, эта картина иллюзорна, поскольку лишь 10% из них можно назвать действительно качественными. И лишь про эти 10% проектов можно утверждать, что они останутся на плаву.
Поделиться